Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района
Социальное и эмоциональное развитие детей с РАС, предшествует и помогает их когнитивному развитию. Ребенка с РАС нужно заинтересовать в другом человеке, научить получать от него удовольствие и понимать азы социального взаимодействия.
Самыми эффективными инструментами для этого являются игра и эмоции (умение их распознавать, выражать и организовывать свое поведение на их основе).
Основная проблема ребенка с РАС, которая мешает ему осваивать навыки и адаптироваться к миру, мешает ему учиться у взрослых – это социальная «слепота». Он не понимает, что у вас есть чувства, мысли и желания, он не понимает, что между вами и шкафом есть разница.
Среди диагностических признаков аутизма: качественное нарушение социального взаимодействия, качественное нарушение коммуникации.
Включение в коррекционно-развивающую программу ребенка усилий, направленных на компенсацию этих первичных дефицитов, способно значительно облегчить его дальнейшее обучение и процесс социализации. Лучше всего с этим справляется игровой подход.
Начинать играть нужно с сенсомоторных игр, т.е. игр, содержанием которых является активное движение и получение разнообразных ощущений. Первые игры должны быть очень простыми, так как они направлены на формирование у ребенка желания вступать со взрослым в контакт и дают опыт позитивного взаимодействия – без требований, без руководящего контроля.
О каких играх идет речь? Например, о «козе рогатой», «в ямку бух», катании в одеяле, догонялках и пр.
Не смотрите на эти игры свысока! Они очень полезны!
КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МОЖНО ДОСТИЧЬ ДАЖЕ ПРОСТЫМИ ИГРАМИ?
Ребенок начинает смотреть в глаза
Позволяет прикасаться к себе и сам касается других
Развивается имитация
Развивается разделенное внимание
Ребенок следит за взрослым, ему интересно, что вы
делаете
Ребенок сам инициирует игру и начинает привлекать для этого других взрослых/ домочадцев (маму, папу, братьев, сестер)
Ребенок учится ждать, соблюдать правила
Нежелательное поведение проявляется реже, ребенок
вам больше доверяет
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ?
Вы и ребенок. Может быть пригодятся подручные средства: кресло-мешок, одеяло, фитбол – но необязательно.
Ваша первая цель – ребенок должен получать удовольствие в игре. Если она будет достигнута, то он захочет повторить такую игру.
ПРАВИЛА:
Это значит, что результат игры может быть достигнут только вместе. Без взрослого ребенок не сможет получить ощущения такой же интенсивности, как вместе с ним. Например, нельзя в одиночку играть в догонялки, а подпрыгивать на фитболе гораздо интереснее, когда помогает папа.
Они все спрятаны. Игровое пространство максимально пустое. Однако в игре могут применяться атрибуты, например, одеяло, кресло-мешок.
Кульминация – это максимально яркая, эмоционально насыщенная точка в игре, это действие, которым игра заканчивается. Содержанием кульминации является ощущение, которое нравится ребенку.
Виды ощущений, на которые удобно опираться в игре:
Вестибулярные (от кружения, раскачивания); Проприоцептивные (или двигательные) –передают информацию о работе мышц, позе, движениях; Тактильные (от прикосновений);
Аудиальные (или слуховые); Визуальные (или зрительные).
Как понять, какие ощущения нравятся ребенку? Нужно внимательно за ним понаблюдать – предпочитаемые ощущения он будет постоянно пытаться получить, насытиться ими.
Это время проведения одного эпизода игры, от начала до кульминации. Эпизоды могут (и должны для достижения эффекта) повторяться.
Взрослый ничего не объясняет ребенку, все должно быть понятно из пространства, поз и действий. Инструкции в игре быть могут, но они сопровождают действия и являются дополнительными по отношению к ним. После 1-2 повторений игра должна быть понятна, даже если взрослый не будет при этом ничего говорить.
Уровень сложности игры для ребенка никогда не превышает степень его удовольствия от игры в целом и кульминации, в частности. В самом начале игра не должна требовать от ребенка ничего, кроме его внимания к действиям взрослого.
После завершения игры (ее эпизода, после кульминации) взрослый организует ситуацию, в которой ребенок может своим поведением показать, что он хочет повторить игру еще раз.
Рекомендуется для организации ситуации повтора вернуться в место и принять позу, с которых игра начиналась. Это должно сделать для ребенка понятным намерение взрослого играть в ту же игру еще раз.
Необходимо выдержать паузу и дождаться реакции ребенка.
Если она есть, например, ребенок пришел к взрослому в точку начала игры, подал руки/ноги, то такие действия распознаются как согласие.
Если ребенок не реагирует : не подходит к взрослому, не фокусирует на нем свое внимание, отвлекается, начинает заниматься своими делами – такая реакция трактуется как отказ от повтора. Игру стоит закончить.
Игра каждый раз повторяется одинаково. Используются одни и те же слова, жесты, позы, пространственное расположение (начало и конец игры всегда в одних и тех же точках). Изменения вводятся без спешки и по одному.
Вот какой говорун
Родителей радует, когда дети говорят, как умудренные опытом взрослые.
Но поводов радоваться нет, если у малыша вербализм.
Речь, и только
Такая проблема вполне жизненна. И имя ей — «вербализм» (в переводе с латинского — «словесность»).
В этом случае речевое развитие преобладает над всем остальным. Такие дети хорошо запоминают разные «умные вещи», которые говорят взрослые, и не упускают возможности блеснуть этим. Взрослые бывают поражены бойкими ответами и огромной «эрудицией» ребенка. А он нацелен именно на демонстрирование своих способностей взрослым ради того, чтобы увидеть их восхищение.
Ребенок может бойко перечислить все месяцы, но теряется, когда нужно сказать, в какое время года созревают яблоки. Может произнести какой-то сложный термин, но вряд ли объяснит, что он означает. Как же формируется такой перекос? Родители, видя активное развитие речи буквально с самого раннего возраста, начинают вербальную сферу развивать. Но делают это однобоко, очень мало времени уделяют сюжетной игре, конструированию, рисованию, лепке. Речь продолжает усиленно развиваться, а мышление и эмоциональное развитие остаются позади.
Когда у родителей есть повод начать беспокоиться?
♦ Складывается ощущение, что ребенок слишком много болтает.
♦ Малыша не привлекают полезные детские занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование).
♦ Кроха гораздо больше любит работать языком, чем делать что-то реальное и осязаемое руками.
♦ Малыш с трудом может понять взаимосвязь двух событий.
♦ Ребенок 5-6 лет не может разложить 4-5 картинок в нужной последовательности, не может составить по ним связное повествование, но увлеченно рассказывает по каждой картинке в отдельности.
♦ Часто произносит «умные» слова или фразы, но не может объяснить их значение.
♦ Общение с другими детьми не складывается, потому что остальным детишкам интереснее играть, а не только болтать, и они не хотят быть в компании с маленьким говоруном.
Что же делать?
Источник: журнал «Мой ребенок» №3, 2014 г.
Предлагаем Вам некоторые советы по развитию речи, но необходимо напомнить, что каждый человек с аутизмом уникален. Даже при огромных усилиях, стратегия, которая хорошо работает для одного ребенка или подростка, может никак не действовать на другого.
Кроме того, важно понять, что хотя каждый человек с аутизмом может научиться коммуникации, но не всегда это происходит с помощью устной речи.
Ниже приводятся семь стратегий для развития речи у невербальных детей и подростков с аутизмом.
1. Поощряйте игру и социальное взаимодействие. Дети учатся, когда играют, и это включает изучение родного языка. Пробуйте различные простые игры, которые могут понравиться ребенку. Важно выбирать игры, которые включают социальное взаимодействие. Примеры таких игр включают совместные песни, считалочки и «потешки», шуточную борьбу. Во время игры расположитесь рядом с ребенком, постарайтесь быть на уровне его глаз, чтобы ребенку было проще видеть и слышать вас.
2. Имитируйте своего ребенка. Подражайте звукам и игровому поведению своего ребенка, и это поощрит у него новые вокализации и общение. Это также поощряет вашего ребенка, в свою очередь, подражать вам и действовать с вами по очереди. Убедитесь, что вы имитируете то, как играет ваш ребенок, при условии, что это положительное поведение. Например, если ребенок катает машинку, то вы тоже катаете машинку. Если его машинка врезается, то и вы врезаетесь своей машинкой. Но не надо имитировать выбрасывание машинки!
3. Сосредоточьтесь на невербальной коммуникации. Жесты и контакт глазами могут стать основной для развития устной речи. Поощряйте вашего ребенка, моделируя и положительно реагируя на такое поведение. Максимально используйте свой язык тела и тон голоса во время общения с ребенком. Например, протягивайте руку и указывайте, если говорите «смотри», кивайте головой, если говорите «да». Используйте простые жесты, которые ребенок сможет с легкостью имитировать. Например, это могут быть хлопки в ладоши, протягивание рук, разведение рук в стороны. Реагируйте на все жесты ребенка. Если он смотрит или указывает на игрушку, то дайте ему ее, или начните играть в игрушку сами. Аналогичным образом, указывайте на игрушку сами, прежде чем взять ее в руки.
4. Оставьте ребенку «пространство» для речи. Очень важно оставлять ребенку возможность для коммуникации, даже если ребенок не говорит. Когда вы задаете вопрос или считаете, что ребенок что-то хочет, сделайте паузу на несколько секунд, выжидающе глядя на ребенка. Обращайте внимание на любые звуки или движения, тут же реагируйте на них. Ваши быстрые реакции помогут ребенку почувствовать, какая сила заключена в коммуникации.
5. Упростите свой язык. Это поможет ребенку понимать, что вы говорите. Ему также станет проще имитировать вашу речь. Если ребенок невербален, попробуйте преимущественно говорить отдельными словами. (Например, если ребенок играет с мячиком, скажите «мяч» или «кати»). Если ребенок может говорить отельные слова, переходите на следующий уровень. Говорите короткими фразами, например «кати мяч» или «бросай мяч». Продолжайте следовать правилу «на одно слово больше»: говорите на одно слово больше, чем использует в своей речи ребенок.
6. Следуйте за интересами своего ребенка. Вместо того, чтобы отвлекать внимание ребенка, сопровождайте словами то, что ему интересно. Используя правило «на одно слово больше», описывайте то, что делает ребенок. Если он играет с ящиком для сортировки по форме, то вы можете говорить слово «внутрь», каждый раз, когда он засовывает кубик в отверстие нужной формы. Вы можете сказать «кубик», когда он берет кубик в руку, или «кубик упал», когда он бросает кубик и начинает заново. Говоря о том, что увлекает вашего ребенка, вы расширяете его словарный запас.
7. Подумайте о визуальных методах коммуникации и вспомогательных устройствах. Вспомогательные технологии и визуальная поддержка — это не просто замена устной речи. Они могут привести к ее развитию. Примеры таких методов — различные устройства-коммуникаторы и приложения для планшетов, в которых ребенок прикасается к изображениям, чтобы прозвучали слова или фразы. Самые простые визуальные методы — это картинки или группы картинок, которыми ребенок пользуется, чтобы выразить свои просьбы или мысли.
Чтобы правильно произносить звуки, необходима слаженная работа языка и губ, губ и нижней челюсти, нижней челюсти и языка. Как проводить тренировку этих пар?
Артикуляция — взаимодействие артикуляционных органов в процессе произношения звуков. Несогласованность в работе той или иной пары приводит к искажению звуков. Чтобы этого не допустить, будем регулярно тренироваться дома. Для занятий нам понадобится зеркало. Очень важно создать у малыша игровой настрой. Речевые тренировки проводят 1-3 раза в день. Первое занятие посвятим только одному упражнению. Затем каждые три дня будем брать по новому упражнению, не забывая повторять все то, что уже освоено в предыдущие дни. Длительность занятия от 5 до 20 минут. Все зависит от возраста и степени подготовки ребенка.
Позируем. Начнем со статических упражнений. В них артикуляционная поза удерживается на счет от 3 до 30. Время увеличивается постепенно, от занятия к занятию.
«Заборчик». Губы ребенка растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты.
«Хоботок». Малыш должен плотно сжать зубы, а губы вытянуть, как хоботок у слоненка.
«Блинчик». Рот полуоткрыт; положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу.
«Капкан». Ребенку нужно прикусить коренными зубами боковые края широкого языка, а кончик языка опустить за нижние резцы.
«Сердитый котенок». Кончиком языка малыш упирается в нижние резцы, при этом широкая спинка языка круто выгнута, рот открыт, губы растянуты.
«Жало». Детский ротик приоткрыт, острый язык высунут как можно дальше.
«Чашечка». Широко открыть рот, а язык в форме чашечки поднять к верхней губе.
«Трубочка». Язычок ребенка свернут и напоминает полую трубу, губы округлены.
«Грибок». Малыш делает язык широким и крепко присасывает его к нёбу всей поверхностью (именно присасывает, а не поднимает!).
Динамично и ясно. А теперь, объединив два статических упражнения в «связку», мы получим динамичную композицию.
«Заборчик-Хоботок». Зубы малыша плотно сжаты. На счет раз-два губы то растягиваются в улыбке, то вытягиваются вперед. Проследите, чтобы детские зубы все это время не размыкались, а мимика была естественной.
«Блинчик-Трубочка». Одна из самых сложных «связок». Если малышу пока не удается ее выполнить, начните разучивать более легкие «каскады»: «Блинчик-Жало», «Блинчик-Чашечка», «Блинчик-Грибок». Все «каскады» следует выполнять на счет раз-два. Сначала держите медленный темп, что позволит четко фиксировать каждую позу.
Выше темп. Существуют также упражнения, которые заставляют энергично поработать детский язычок. Он трудится в паре с нижней челюстью или губами.
«Качели». Малыш высовывает изо рта узкий язык, который тянется то к носу, то к подбородку. Нижняя челюсть опущена, ее положение неизменно, рот широко открыт.
«Маляр». Ребенку нужно широко открыть рот. Длинный узкий язык, словно кисть маляра, «красит» нёбо вдоль и поперек. Нижняя челюсть остается неподвижной.
«Индюк». Кроха действует широким языком. Язык «выбрасывается» изо рта и бьет по верхней губе, издавая при этом характерные звуки рассерженного индюка: «бл-бл-бл-бл...». Нижняя челюсть опущена и зафиксирована (она не должна двигаться в такт с работой языка!).
Это важно помнить!
Существуют несколько простых правил, следуя которым вы заложите основы грамотной речи своего малыша:
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеётесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать "Вон летит ворона". Ему нужны "комментарии" к этой вороне. Примерно вот так: "Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать."
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.