Рекомендации учителя-дефектолога

Говорим четко

       Чтобы правильно произносить звуки, необходима слаженная работа языка и губ, губ и нижней челюсти, нижней челюсти и языка. Как проводить тренировку этих пар?

        Артикуляция — взаимодействие артикуляционных органов в процессе произношения зву­ков. Несогласованность в работе той или иной пары приводит к искажению звуков. Чтобы этого не до­пустить, будем регулярно тренироваться дома. Для за­нятий нам пона­добится зеркало. Очень важно создать у малыша игровой настрой. Речевые тренировки проводят 1-3 раза в день. Первое занятие посвятим только одному упражнению. Затем каждые три дня бу­дем брать по новому упраж­нению, не забывая повто­рять все то, что уже освое­но в предыдущие дни. Дли­тельность занятия от 5 до 20 минут. Все зависит от возраста и степени подго­товки ребенка.

        Позируем. Начнем со статических уп­ражнений. В них артикуля­ционная поза удерживается на счет от 3 до 30. Время увеличивается постепенно, от занятия к занятию.

«Заборчик». Губы ребенка растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты.

«Хоботок». Малыш должен плотно сжать зубы, а губы вытя­нуть, как хоботок у слоненка.

«Блинчик». Рот полуоткрыт; положить широкий, распла­станный язык на нижнюю губу.

«Капкан». Ребенку нужно прикусить коренными зубами боковые края широкого языка, а кон­чик языка опустить за ниж­ние резцы.

«Сердитый котенок». Кончиком языка малыш упи­рается в нижние резцы, при этом широкая спинка языка круто выгнута, рот открыт, губы растянуты.

«Жало». Детский ротик приоткрыт, острый язык высунут как можно дальше.

«Чашечка». Широко открыть рот, а язык в форме чашеч­ки поднять к верхней губе.

«Трубочка». Язычок ребенка свернут и напоминает полую трубу, губы округлены.

«Грибок». Малыш делает язык широ­ким и крепко присасывает его к нёбу всей поверхностью (именно присасывает, а не поднимает!).

       Динамично и ясно. А теперь, объединив два статических упражнения в «связку», мы получим дина­мичную композицию.

«Заборчик-Хоботок». Зубы малыша плотно сжа­ты. На счет раз-два губы то растягиваются в улыбке, то вытягиваются вперед. Про­следите, чтобы детские зу­бы все это время не размы­кались, а мимика была есте­ственной.

«Блинчик-Трубочка». Одна из самых сложных «связок». Если малышу пока не удается ее выполнить, начните разучивать более легкие «каскады»: «Блин­чик-Жало», «Блинчик-Чашечка», «Блинчик-Грибок». Все «каскады» следует вы­полнять на счет раз-два. Сначала держите медлен­ный темп, что позволит чет­ко фиксировать каждую по­зу.

       Выше темп. Существуют также упраж­нения, которые заставляют энергично поработать дет­ский язычок. Он трудится в паре с нижней челюстью или губами.

«Качели». Малыш высовывает изо рта узкий язык, который тянет­ся то к носу, то к подбород­ку. Нижняя челюсть опуще­на, ее положение неизмен­но, рот широко открыт.

«Маляр». Ребенку нужно широко от­крыть рот. Длинный узкий язык, словно кисть маляра, «красит» нёбо вдоль и попе­рек. Нижняя челюсть оста­ется неподвижной.

«Индюк». Кроха действует широким языком. Язык «выбрасыва­ется» изо рта и бьет по верхней губе, издавая при этом характерные звуки рассер­женного индюка: «бл-бл-бл-бл...». Нижняя челюсть опу­щена и зафиксирована (она не должна двигаться в такт с работой языка!).

 

свернуть

Вербализм

Вот какой говорун

Родителей радует, когда дети говорят, как умудренные опытом взрослые.

Но поводов радоваться нет, если у малыша вербализм.

Речь, и только

Такая проблема вполне жиз­ненна. И имя ей — «вербализм» (в переводе с латин­ского — «словесность»).

В этом случае речевое разви­тие преобладает над всем остальным. Такие дети хорошо запоминают разные «умные вещи», которые го­ворят взрослые, и не упуска­ют возможности блеснуть этим. Взрослые бывают по­ражены бойкими ответами и огромной «эрудицией» ре­бенка. А он нацелен именно на демонстрирование своих способностей взрослым ра­ди того, чтобы увидеть их восхищение.

Ребенок может бойко пере­числить все месяцы, но те­ряется, когда нужно ска­зать, в какое время года со­зревают яблоки. Может произнести какой-то слож­ный термин, но вряд ли объяснит, что он означает. Как же формируется такой перекос? Родители, видя ак­тивное развитие речи бук­вально с самого раннего возраста, начинают вер­бальную сферу развивать. Но делают это однобоко, очень мало времени уделя­ют сюжетной игре, констру­ированию, рисованию, леп­ке. Речь продолжает уси­ленно развиваться, а мыш­ление и эмоциональное раз­витие остаются позади.

Когда у родителей есть повод начать беспокоиться?

Складывается ощуще­ние, что ребенок слишком много болтает.

Малыша не привлекают полезные детские занятия (лепка, аппликация, рисо­вание, конструирование).

Кроха гораздо больше любит работать языком, чем делать что-то реальное и осязаемое руками.

Малыш с трудом может понять взаимосвязь двух событий.

Ребенок 5-6 лет не мо­жет разложить 4-5 карти­нок в нужной последова­тельности, не может соста­вить по ним связное пове­ствование, но увлеченно рассказывает по каждой картинке в отдельности.

Часто произносит «ум­ные» слова или фразы, но не может объяснить их значение.

Общение с другими деть­ми не складывается, пото­му что остальным детиш­кам интереснее играть, а не только болтать, и они не хотят быть в компании с маленьким говоруном.

Что же делать?

  1. Прежде всего — не уны­вать. Психика ребенка очень адаптивна. Он начнет делать успехи, если вы уде­лите внимание не только речи, но и другим вещам.
  2. Дома играйте вместе.
  3. Обязательно купите кни­ги и логические игры, под­ходящие по возрасту для ва­шего малыша.
  4. И самое важное: хвали­те ребенка не за то, что он что-то красиво сказал. Поощряйте его продуктив­ную деятельность: выстро­енную башню, собранный паззл, вылепленных зверюшек, нарисованный цветок: «Ты потом расскажешь, как хорошо цветочку расти под солнышком. Сначала нужно его нарисовать».
  5. Развить творческое и логическое мышление, мелкую и крупную моторику, навыки общения.

Источник: журнал «Мой ребенок» №3, 2014 г.

 

свернуть

Основы грамотной речи малыша

Это важно помнить!

Существуют несколько простых правил, следуя которым вы заложите основы грамотной речи своего малыша:

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеётесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.

Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).

Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.

Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.

Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать "Вон летит ворона". Ему нужны "комментарии" к этой вороне. Примерно вот так: "Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать."

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

свернуть