Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района
Чтобы правильно произносить звуки, необходима слаженная работа языка и губ, губ и нижней челюсти, нижней челюсти и языка. Как проводить тренировку этих пар?
Артикуляция — взаимодействие артикуляционных органов в процессе произношения звуков. Несогласованность в работе той или иной пары приводит к искажению звуков. Чтобы этого не допустить, будем регулярно тренироваться дома. Для занятий нам понадобится зеркало. Очень важно создать у малыша игровой настрой. Речевые тренировки проводят 1-3 раза в день. Первое занятие посвятим только одному упражнению. Затем каждые три дня будем брать по новому упражнению, не забывая повторять все то, что уже освоено в предыдущие дни. Длительность занятия от 5 до 20 минут. Все зависит от возраста и степени подготовки ребенка.
Позируем. Начнем со статических упражнений. В них артикуляционная поза удерживается на счет от 3 до 30. Время увеличивается постепенно, от занятия к занятию.
«Заборчик». Губы ребенка растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты.
«Хоботок». Малыш должен плотно сжать зубы, а губы вытянуть, как хоботок у слоненка.
«Блинчик». Рот полуоткрыт; положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу.
«Капкан». Ребенку нужно прикусить коренными зубами боковые края широкого языка, а кончик языка опустить за нижние резцы.
«Сердитый котенок». Кончиком языка малыш упирается в нижние резцы, при этом широкая спинка языка круто выгнута, рот открыт, губы растянуты.
«Жало». Детский ротик приоткрыт, острый язык высунут как можно дальше.
«Чашечка». Широко открыть рот, а язык в форме чашечки поднять к верхней губе.
«Трубочка». Язычок ребенка свернут и напоминает полую трубу, губы округлены.
«Грибок». Малыш делает язык широким и крепко присасывает его к нёбу всей поверхностью (именно присасывает, а не поднимает!).
Динамично и ясно. А теперь, объединив два статических упражнения в «связку», мы получим динамичную композицию.
«Заборчик-Хоботок». Зубы малыша плотно сжаты. На счет раз-два губы то растягиваются в улыбке, то вытягиваются вперед. Проследите, чтобы детские зубы все это время не размыкались, а мимика была естественной.
«Блинчик-Трубочка». Одна из самых сложных «связок». Если малышу пока не удается ее выполнить, начните разучивать более легкие «каскады»: «Блинчик-Жало», «Блинчик-Чашечка», «Блинчик-Грибок». Все «каскады» следует выполнять на счет раз-два. Сначала держите медленный темп, что позволит четко фиксировать каждую позу.
Выше темп. Существуют также упражнения, которые заставляют энергично поработать детский язычок. Он трудится в паре с нижней челюстью или губами.
«Качели». Малыш высовывает изо рта узкий язык, который тянется то к носу, то к подбородку. Нижняя челюсть опущена, ее положение неизменно, рот широко открыт.
«Маляр». Ребенку нужно широко открыть рот. Длинный узкий язык, словно кисть маляра, «красит» нёбо вдоль и поперек. Нижняя челюсть остается неподвижной.
«Индюк». Кроха действует широким языком. Язык «выбрасывается» изо рта и бьет по верхней губе, издавая при этом характерные звуки рассерженного индюка: «бл-бл-бл-бл...». Нижняя челюсть опущена и зафиксирована (она не должна двигаться в такт с работой языка!).
Вот какой говорун
Родителей радует, когда дети говорят, как умудренные опытом взрослые.
Но поводов радоваться нет, если у малыша вербализм.
Речь, и только
Такая проблема вполне жизненна. И имя ей — «вербализм» (в переводе с латинского — «словесность»).
В этом случае речевое развитие преобладает над всем остальным. Такие дети хорошо запоминают разные «умные вещи», которые говорят взрослые, и не упускают возможности блеснуть этим. Взрослые бывают поражены бойкими ответами и огромной «эрудицией» ребенка. А он нацелен именно на демонстрирование своих способностей взрослым ради того, чтобы увидеть их восхищение.
Ребенок может бойко перечислить все месяцы, но теряется, когда нужно сказать, в какое время года созревают яблоки. Может произнести какой-то сложный термин, но вряд ли объяснит, что он означает. Как же формируется такой перекос? Родители, видя активное развитие речи буквально с самого раннего возраста, начинают вербальную сферу развивать. Но делают это однобоко, очень мало времени уделяют сюжетной игре, конструированию, рисованию, лепке. Речь продолжает усиленно развиваться, а мышление и эмоциональное развитие остаются позади.
Когда у родителей есть повод начать беспокоиться?
♦ Складывается ощущение, что ребенок слишком много болтает.
♦ Малыша не привлекают полезные детские занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование).
♦ Кроха гораздо больше любит работать языком, чем делать что-то реальное и осязаемое руками.
♦ Малыш с трудом может понять взаимосвязь двух событий.
♦ Ребенок 5-6 лет не может разложить 4-5 картинок в нужной последовательности, не может составить по ним связное повествование, но увлеченно рассказывает по каждой картинке в отдельности.
♦ Часто произносит «умные» слова или фразы, но не может объяснить их значение.
♦ Общение с другими детьми не складывается, потому что остальным детишкам интереснее играть, а не только болтать, и они не хотят быть в компании с маленьким говоруном.
Что же делать?
Источник: журнал «Мой ребенок» №3, 2014 г.
Это важно помнить!
Существуют несколько простых правил, следуя которым вы заложите основы грамотной речи своего малыша:
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеётесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать "Вон летит ворона". Ему нужны "комментарии" к этой вороне. Примерно вот так: "Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать."
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.