Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района
Название проекта: «Организация системы взаимодействия центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с семьями, воспитывающими детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, через деятельность родительского клуба»
Срок реализации проекта: 2022 – 2025 годы
Руководитель учреждения образования:
Варивоцкая Татьяна Анатольевна, Телефон: 8(01716) 71099 (раб.),
222712, Минская область, г.Дзержинск, ул. Островского, 49Е
Е-mail: ckro@schoolnet.by
Семьи, воспитывающие детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (ТМНР), ежедневно сталкиваются с огромным количеством разнообразных проблем. Ребенок с ТМНР требует особого внимания, особых эмоциональных, психологических и материальных затрат, нуждается в создании специальных условий. Родители таких детей испытывают не только трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своего ребенка, но и глубокие, внутренние психологические проблемы. В то же время, известно, что семья играет главную роль в формировании и развитии личности ребенка, и если у ребенка имеются особенности развития, то именно от семьи будет зависеть успешность его адаптации и интеграции в обществе. Неправильная родительская позиция, неблагоприятный психологический климат и неудовлетворительные социальные условия пагубным образом сказываются на развитии ребенка. В связи с этим остро встает необходимость взаимодействия центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с семьями, имеющими детей с ТМНР.
Взаимодействие с семьями необходимо для формирования правильной родительской позиции по отношению к такому ребенку, нормализации семейного микроклимата, создания благоприятной среды для воспитания, обучения и развития такого ребенка.
Эти семьи требуют пристального внимания со стороны различных специалистов. В Республике Беларусь дети с ТМНР обучаются в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
Одним из необходимых условий, способствующих развитию детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, являются благоприятная семейная обстановка, поэтому важно знать социально-педагогическую характеристику семьи, чтобы точечно, в зависимости от нее оказывать помощь, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение.
Многие вопросы в данном направлении работы остаются открытыми, что затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции таких детей. Работая с родителями, мы помогаем им преодолеть авторитарное отношение к ребенку, понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Важно открывать сильные стороны ребенка, быть готовыми к эмоциональной поддержке.
Родительский клуб как объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями в развитии, позволяет прежде всего формировать:
адекватное восприятие родителями своего ребенка: отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»;
благоприятный микроклимат в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных, компенсаторных и социальных ресурсов;
партнерские взаимоотношения родителей с учреждением образования;
личностное и социальное развитие родителей, навыки социальной активности и конструктивности поведения.
Недостаточное осознание этой проблемы родителями и позволило определить актуальность данной темы.
Ф.И.О. |
Должность |
Квалификационная категория |
Педагогический стаж |
Варивоцкая Татьяна Анатольевна |
Директор |
Первая |
18 лет |
Маковская Ольга Валентиновна |
Заместитель директора по основной деятельности |
Первая |
21 год |
Батюта Татьяна Николаевна |
Учитель-дефектолог |
Высшая |
31 год |
Климович Татьяна Фёдоровна |
Учитель-дефектолог |
Вторая |
8 лет |
Протасеня Алёна Александровна |
Педагог-психолог |
Вторая |
7 лет |
Анисковец Людмила Александровна |
Воспитатель |
Первая |
32 года |
Быковская Ирина Ивановна |
Учитель трудового обучения |
Первая |
35 лет |
Андриевич Наталья Иосифовна |
Воспитатель |
Первая |
30 лет |
Мирон Елена Александровна | Воспитатель дошкольного образования | Высшая | 22 года |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
реализации педагогического проекта
«Организация системы взаимодействия центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с семьями, воспитывающими детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, через деятельность родительского клуба» на 2023/2024 учебный год
№ п/п |
Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1 |
Инструктивно-методическое совещание по обсуждению дальнейшего хода и реализации педагогического проекта |
до 31 августа |
Директор Варивоцкая Т.А., заместитель директора Маковская О.В. |
2 |
Рассмотрение вопроса о реализации проекта на педагогическом совете |
август 2023 |
Директор Варивоцкая Т.А., заместитель директора Маковская О.В. |
3 |
Издание приказа о продолжении реализации педагогического проекта |
до 1 сентября |
Директор Варивоцкая Т.А. |
4 |
Круглый стол «Роль матери в жизни ребенка» |
октябрь |
Педагог-психолог Протасеня А.А. |
5 |
Тренинг для законных представителей «Что мы можем вместе?» |
ноябрь |
Воспитатели Анисковец Л.А., Андриевич Н.И. Воспитатели дошкольного образования Мирон Е.А. |
6 |
Творческая мастерская «В гостях у Дедушки Мороза» |
декабрь |
Учитель трудового обучения Быковская И.И. |
7 |
Тренинг для законных представителей «Тропинка родительской любви» |
январь |
Педагог-психолог Протасеня А.А. |
8 |
Спортивный праздник для пап: «Мы с папой спортивные, ловкие и смелые» |
февраль |
Воспитатели Анисковец Л.А., Андриевич Н.И. Воспитатели дошкольного образования Мирон Е.А., Учителя-дефектологи Батюта Т.Н., Климович Т.Ф. |
9 |
Спортивный праздник для мам: «Поиграем вместе с мамой» |
март |
Воспитатели Анисковец Л.А., Андриевич Н.И. Воспитатели дошкольного образования Мирон Е.А., Учителя-дефектологи Батюта Т.Н., Климович Т.Ф. |
10 |
Спектакль с участием родителей «Репка»
|
апрель |
Учителя-дефектологи Батюта Т.Н., Климович Т.Ф. |
11 |
Семинар-практикум «Мир детских эмоций» |
май |
Педагог-психолог Протасеня А.А. |
12 |
Пополнение банка методических разработок по теме педагогического проекта |
в течение учебного года |
Участники проекта |
13 |
Консультирование по вопросам реализации педагогического проекта (по запросу участников проектной деятельности) |
в течение учебного года |
Консультанты
|
14 |
Участие в районных, областных и республиканских семинарах по теме педагогического проекта |
в течение учебного года |
Участники проекта |
15 |
Трансляция опыта работы на сайте учреждения через раздел «Педагогический проект» |
в течение учебного года |
Заместитель директора по основной деятельности Маковская О.В., педагоги |
16 |
Публикации педагогов в журнале «Образование Минщины», республиканских периодических изданиях |
в течение учебного года |
Заместитель директора по основной деятельности Маковская О.В. |
17 |
Подготовка отчета о промежуточных результатах проектной деятельности за 2023/2024 учебный год |
апрель-май |
Заместитель директора по основной деятельности Маковская О.В. |
10.10.2022 в рамках реализации педагогического проекта педагог-психолог Протасеня А.А. провела тренинг для законных представителей «Мы вместе». Целью тренинга являлось повышение степени восприятия родителями своего ребенка. На тренинге были реализованы следующие задачи: создание в семьях доверительных отношений; обучение родителей позитивным способам общения с ребенком; выработка навыков сотрудничества с ребенком.
Воспитание детей родителями. Рекомендации родителям по воспитанию детей
13.02.2023 в соответствии с планом реализации педагогического проекта «Организация системы взаимодействия центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с семьями, воспитывающими детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, через деятельность родительского клуба» на 2022/2023 учебный год прошёл тренинг с законными представителями «Роль матери и отца в развитии ребенка».
Присутствующие обсудили вопросы о повышении ответственности семьи за воспитание и развитие ребенка; о формирование у родителей активной воспитательной позиции; о применение навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в семье; о повышение уровня грамотности родителей по вопросу сохранения психологического здоровья; о снижение психоэмоционального напряжения.
18.10.2023 в рамках реализации педагогического проекта законные представители нашего учреждения приняли участие в круглом столе на тему: «Роль матери в жизни ребенка», который подготовила и провела педагог-психолог Протасеня А.А. Целью встречи было активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных возможностях, подвести к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком. Участники круглого стала обсудили такие вопросы как: «Роль матери в развитии и воспитании ребенка", дискуссировали на тему: «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?».
22.11.2023 педагоги подготовили тренинг для законных представителей «Что мы можем вместе?», направленный на гармонизацию детско-родительских отношений, снятие психоэмоционального напряжения во взаимодействии «родитель-ребенок», формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком. Участвуя в тренинге, родители и дети учатся конструктивному взаимодействию, актуализируют эмоциональную связь. Родители имеют возможность поднять самооценку своему ребенку; сказать то, что в повседневной жизни не всегда удается; посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации.
Театр - это, сказка, волшебство. Это особенный мир. Театр имеет огромное значение в жизни детей. В нашем центре состоялось театрализованное представление по сказке «Репка». В постановке участвовали обучающиеся и педагоги. Юные актёры с удовольствием приняли участие в постановке. В процессе подготовки ребята делали первые шаги в выражении своих эмоций. Приглашёнными гостями театрализованной постановки были законные представители наших обучающихся.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
реализации педагогического проекта
«Организация системы взаимодействия центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с семьями, воспитывающими детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, через деятельность родительского клуба» на 2024/2025 учебный год
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Инструктивно-методическое совещание по обсуждению дальнейшего хода и реализации педагогического проекта |
до 31 августа |
Директор Варивоцкая Т.А., Заместитель директора по основной деятельностиа Маковская О.В. |
2. |
Рассмотрение вопроса о реализации проекта на педагогическом совете |
август 2024 |
Директор Варивоцкая Т.А., Заместитель директора по основной деятельности Маковская О.В. |
3. |
Издание приказа о продолжении реализации педагогического проекта |
до 1 сентября |
Директор Варивоцкая Т.А. |
4. |
Мастер-класс «Свободное время с пользой» |
октябрь |
Педагог-психолог Протасеня А.А. Педагог социальный Мархель Е.Н. |
5. |
Занятие с элементами тренинга для законных представителей «Навыки эффективного взаимодействия» |
ноябрь |
Педагог социальный Мархель Е.Н. |
6. |
Семейный конкурс «Мама, папа, я – наша творческая семья» |
декабрь |
Учителя-дефектологи Батюта Т.Н., Климович Т.Ф. |
7. |
Воркшоп «Арт-терапия в домашних условиях» |
январь |
Педагог-психолог Протасеня А.А. |
8. |
Спектакль с участием родителей «Под грибом» |
февраль |
Учителя-дефектологи Батюта Т.Н., Климович Т.Ф. |
9. |
Творческое задание «Сочиняем сказки с детьми» с оформлением книжки-малышки |
март |
Воспитатели Анисковец Л.А., Андриевич Н.И. Воспитатели дошкольного образования Мирон Е.А., Учителя-дефектологи Батюта Т.Н., Климович Т.Ф. |
10. |
Тренинг для законных представителей «Навстречу друг другу» |
апрель |
Педагог-психолог Протасеня А.А. |
11. |
Пополнение банка методических разработок по теме педагогического проекта |
в течение учебного года |
Участники проекта |
12. |
Консультирование по вопросам реализации педагогического проекта (по запросу участников проектной деятельности) |
в течение учебного года |
Консультанты
|
13. |
Участие в районных, областных и республиканских семинарах по теме педагогического проекта |
в течение учебного года |
Участники проекта |
14. |
Трансляция опыта работы на сайте учреждения через раздел «Педагогический проект» |
в течение учебного года |
Заместитель директора по основной деятельности Маковская О.В., педагоги |
15. |
Публикации педагогов в журнале «Образование Минщины», республиканских периодических изданиях |
в течение учебного года |
Заместитель директора по основной деятельности Маковская О.В. |
16. |
Подготовка к защите проекта |
апрель-май |
Заместитель директора по основной деятельности Маковская О.В., участники проекта |