Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района
Дефицит общения является серьезной проблемой в развитии речи у детей. Он может препятствовать формированию социальных навыков и задерживать речевое развитие на ранних стадиях.
Необходимо осознавать, что коммуникация – это не только способ передачи информации, но и ключевой фактор в формировании личности и социальной адаптации ребенка. Одной из главных причин дефицита общения у детей является недостаток внимания со стороны родителей и окружающих. В современном мире с его занятостью, использованием гаджетов и отсутствием времени для качественного общения, дети не получают достаточной практики на развитие речи и внимания. Также физиологические и психологические причины, такие как нарушения слуха, задержка в развитии речи, аутизм и другие, могут способствовать дефициту общения.
Очень важно обращаться за помощью к специалистам вовремя. Последствия дефицита общения могут быть серьезными.
Дети, страдающие от такой проблемы, испытывают трудности в общении со сверстниками, в учебном процессе и в формировании самооценки. Для решения проблемы дефицита коммуникации у детей необходимо больше времени уделять качественному общению, проводить игровые и образовательные мероприятия, развивать речевые навыки и стимулировать интерес к коммуникации. Очень важно обращаться за помощью к специалистам – логопедам, психологам, педагогам, чтобы разработать индивидуальную программу развития для ребенка.
Раннее выявление и коррекция этой проблемы способствуют успешному развитию речи и социальных навыков, что важно для будущего успеха и благополучия детей.
В процессе коммуникации дети учатся выражать свои мысли и чувства, понимать точки зрения других и способность сопереживать. Эти навыки являются основой для успешного взаимодействия с окружающими и формирования здоровых отношений.
Кроме того, коммуникация способствует развитию коммуникативных навыков, таких как умение слушать и говорить, задавать вопросы, выражать свои мысли ясно и адекватно. Такие навыки необходимы для успешного общения как в детском окружении, так и во взрослой жизни. Важно понимать, что через коммуникацию дети учатся адаптироваться к различным социальным ситуациям, развивают навыки решения конфликтов, учатся сотрудничать с другими людьми. Эти навыки помогают детям успешно интегрироваться в общество и строить здоровые отношения с окружающими.
Таким образом, коммуникация играет важную роль в формировании личности и социальной адаптации ребенка. Родители, педагоги и другие взрослые должны уделять особое внимание развитию коммуникативных навыков у детей, поощрять открытость, эмпатию и уважение к другим людям, чтобы помочь им стать успешными и приспособленными участниками общества.
Многие родители уже поняли, как важно развивать движения пальцев рук. 2-3-летки любят занять свои пальчики, особенно на отдыхе и в дороге. Создать игровую обстановку можно и на диване, и на скамейке в парке. Уютно устроившись с малышом на руках, приступайте к игре. Сначала нежно погладьте, помассируйте каждый пальчик и ладошку крохи, ласково приговаривая: «Вот какие красивые пальчики. Погладим большой пальчик, а теперь указательный, средний. А А вот ладошка: теплая, мягкая...» Повторите все со второй ручкой. Затем попросите ребенка сжать кулачки и скажите: «Ох, какие крепкие пальчики! Попробую их разжать!» Обычно дети изо всех сил сопротивляются этому. А взрослый, изображая усилие, старается высвободить по очереди каждый пальчик и снова говорит: «Вот так силач большой пальчик! И указательный, и средний... Никак не могу разжать твой кулачок!» Кроха будет в восторге. Затем поменяйтесь ролями: пусть сын или дочь попробуют освободить пальцы из маминого кулачка. Победа порадует малыша. Такие тренировки помогут крохе не только укрепить пальчики, но и запомнить их имена.
Новая игра — «Освободи пальчики». Покажите ребенку свои сжатые в кулак пальцы и скажите: „Никак не могу разжать кулачок! Давай попробуем освободить пальцы по очереди. Сначала — большой, теперь — мизинчик, указательный, безымянный, средний". Можно дать им и такие имена: Большак, Указка, Середняк, Сиротинка, Крошка-непоседа. Вспомните игру «Пять братьев». Держа за ручку ребенка, перебирайте его пальчики, приговаривая:
„Идут четыре братца - Указка, Середка, Сиротка и Крошка.
Навстречу старшему — Большаку.
(Легкий щелчок пальцами в середину раскрытых ладошек малыша.). Если занятия проводить регулярно, ребенок научится сам конструировать не только колечки, но и условные фигурки курочки, петушка, собачки, козы, зайчика. А вы лишь показываете образец на своих пальцах. Попутно озвучьте все эти действия:
„Колечки, колечки, нашли возле речки. Раз колечко, два колечка, ,три колечка…"
„Это — пес Барбос. У него черный нос. Он лает, дом охраняет".
„Коза-дереза, коза-егоза. У козы — рога, забодают чужака!"
„Зайка, зайка, покажи ушки! Ушки на макушке. Вот какие ушки!"
Пальчиковые игры можно сопровождать чтением книжек. Незамысловатый сюжет и знакомые персонажи можно изобразить с помощью пальчиков. Сборники пальчиковых игр вы найдете в книжных магазинах. А упражнения по развитию мелкой моторики — в журналах для детей.
http://dsad42.ru/dokumentaciya/stranichka-logopeda/rechistye-nashi-malyshi.html
Малыш делает ошибки
Мы, взрослые люди, даем детям множество речевых стереотипов, которые служат им шаблонами. Но вот вдруг слышим:
- Бабуся, мы дарим тебе три духа! - трехлетняя Марина преподносит бабушке набор из трех флакончиков духов - от себя, мамы и папы.
- Ты это иголком сошила?- интересуется Леша 2 лет 10 месяцев, когда мама надевает ему новую рубашечку.
- Ой, не давли грибок! - кричит Леночка 2 лет 10 месяцев. Она же восхищается: "Посмотри, какое стадо чернИков!"
"Иголком", "чернИков", "три духа" и т. п. - это ошибки, которые связаны с недостаточным овладением языком. "Закономерности" ошибок в детской речи важно знать для понимания процесса развития речи. Какие же ошибки наиболее типичны и чем они интересны? В отношении глаголов наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка. Например, все дети в определенном возрасте говорят: вставаю, лизаю, жеваю и т. д. Такая форма не изобретена ребенком, он ведь постоянно слышит: ломаю, ломаешь, засыпаю, засыпаешь, хватаю, хватаешь, разрешаю и т. д., и, конечно, малышу проще использовать одну стандартную форму глагола. В основе этих ошибок, следовательно, лежит подражание часто употребляемой форме глагола, по образцу которой ребенок изменяет и все другие глаголы. Иногда такое подражание происходит по образцу только что услышанной формы глагола. "Игорюшка, вставай, я тебя давно бужу".- "Нет, я еще поспу", - отвечает трехлетний мальчуган. Ученые, изучавшие развитие детской речи, отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то далее он распространяет ее на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда - нет. В случаях, подобных приведенным здесь, такое обобщение было неправильным. У маленьких детей, как указывает А. Н. Гвоздев, очень часто наблюдается употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окончанием на "а"). "Я попила чай", "Я пошла" и тому подобное говорят и мальчики. Причина этой очень частой ошибки неясна; возможно, она лежит в большей легкости артикуляции. Дети встречают много трудностей, когда начинают изменять имена существительные по падежам. Ну, на самом деле, почему столы - столов, а стулья - уже стульев?! Не справляясь со сложностью грамматики русского языка, малыши образуют падежные окончания по какому-нибудь уже усвоенному образцу. "Возьмем все стулы и сделаем поезд", - предлагает трехлетний Женя своему приятелю. "Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов".
Когда в речи ребенка появляется творительный падеж, малыш долгое время образует его по шаблонной схеме путем присоединения к корню имени существительного окончания "ом" независимо от рода существительного: иголком, кошком, ложком и т. д., т. е. по образцу склонения имен существительных мужского рода. Дети постоянно делают ошибки в родовых окончаниях имен существительных: "людиха" (женщина), "цыплиха" (курица), "лошадиха" (лошадь), "коров" (бык), "людь" (человек), "кош" (кот) и т. д. У четырехлетнего Севы отец - врач, но сам он, когда вырастет, будет прач (по его мнению, "прач" - это мужчина-прачка), так как ему ужасно нравится мыльная пена и пузыри. Очень типичны ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной степени имен прилагательных. В этом случае опять четко проявляется подражание ранее усвоенной форме. Мы говорим: длиннее, смешнее, беднее, веселее и т. д. Большое количество имен прилагательных в сравнительной степени имеют такую форму. Удивительно ли, что малыши говорят: хорошее, плохее, высокее, короткее и т. д. Все эти примеры показывают, что типичные ошибки в детской речи связаны с тем, что грамматические формы образуются по немногим, ранее усвоенным образцам. Это значит, что классы слов с соответствующими им грамматическими отношениями еще не четко разделены, они имеют пока примитивно обобщенный характер. Только постепенно, когда такое разделение станет четким, будут тонко выделены и грамматические формы.Обычно взрослые ограничиваются тем, что посмеются над забавным искажением слова. Когда ошибки ребенка в речи носят случайный характер (как "три духа", "не давли" и т. д.), то на них действительно не стоит фиксировать внимание малыша. Те же ошибки, которые являются типичными (образование творительного падежа с помощью окончания "ом" независимо от рода существительного, окончание "ее" в сравнительной степени прилагательных и т. д.), нужно обязательно поправить. Если на них не обращать внимания, речь ребенка очень надолго останется неправильной.Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его, как это нередко бывает в тех случаях, когда мальчик долго говорит "я пошла", "я пила" и т. д. Мальчик будет обижаться, плакать и избегать глаголов в прошедшем времени. Не следует также пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих ребятишек. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Самое лучшее - спокойно поправить ребенка, не делая из ошибки остроты или повода для обиды.
Источник: Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. -- М.: «Сов. Россия», 1973.