Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района
Примерная схема психолого-педагогической характеристики
ребенка дошкольного возраста
Фамилия, имя, год рождения, адрес проживания (регистрации). Дата зачисления в учреждение дошкольного образования, группа (общая, специальная группа, группа интегрированного обучения и воспитания). Посещаемость дошкольного учреждения, особенности адаптации. Общее физическое развитие, группа здоровья.
Сведения о семье: состав семьи, условия воспитания и проживания, соблюдение санитарно-гигиенических требований к внешнему виду ребенка, особенности семейных взаимоотношений. Состоит (состояла) семья в социально-опасном положении.
Эмоционально-волевая сфера
- Основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении).
- Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, личным вещам).
- Склонности, симпатии.
- Поведение по отношению к родителям, братьям, сестрам, сверстникам, старшим, младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта.
- Действие в психологически значимых ситуациях (спокойствие, рассудительность, сопротивление, неадекватная реакция).
Физическое состояние ребенка
- ведущая рука, согласованные действия рук,
- точность движений,
- дифференцированность движений,
- графомоторные навыки.
Особенности познавательной сферы:
Познавательные интересы, любознательность;
Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:
- знания о себе, семье, месте проживания, общественной жизни;
- временные представления.
Внимание:
-привлекаемость,
- переключаесмость;
-устойчивость
- объем
(легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой); степень развития произвольного внимания;
Восприятие:
- наличие или отсутствие интереса и побуждения к деятельности;
- активность и целеустремленность, наблюдательность;
- продуктивность в работе и обучении;
- точность и осмысленность восприятия, понимания главного в воспринимаемом;
- умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; характерные трудности в дифференциации общего и различного; обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом - легко;
Память:
- преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная);
- быстрота и прочность запоминания;
- что лучше запоминает: цифры, стихи, события.
Мышление:
Сформированность конструктивного праксиса, наглядно-образного, наглядно-действенного, логического мышления; установление причинно-следственных связей; самостоятельность, темп, ясность, оригинальность, инициативность.
- уровень обобщений, абстрагирования;
- наличие общих понятий;
- понимание и толкование ситуаций со скрытым смыслом;
- адекватное использование помощи.
Речь:
- понимание обращенной речи (не понимает, ориентируется в пределах ситуации, в пределах обихода);
- возможность речевого сотрудничества со взрослым (понимание и выполнение элементарных инструкций);
- особенности звукопроизношения;
- состояние фонематического слуха;
- особенности словарного запаса (правильно произносимые слова состоящие из одного-двух слогов, контурные слова, слова-звукоподражания, слова-фрагменты существительных, глаголов, прилагательных и т.д., словесные комбинации из двух слов);
- особенности грамматического изменения слов (использование падежа, числа, рода и т.д., использование предлогов);
- объем и типы предложений;
- умение составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
- голос (громкость, скорость, высота, ритм, интонация),
- особенности строения артикуляционного аппарата.
Элементарные математические представления:
- механический счет
- соотнесение каждого последующего числа с предметом;
- счет по речевой инструкции, по образцу;
- восприятие величины, формы, цвета;
-возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;
- выделение из множества заданного количества предметов;
- пересчет предметов с называнием итогового числа;
-доступность понятий: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше и т.д.
Пространственные представления:
- зеркальное отображение;
- целостный образ предмета.
Временные представления (времена года, месяцы, дни недели, части суток, понимание и использование логико – грамматических конструкций.
Игровая деятельность:
- проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку);
- характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей). Оречевление игровых действий.
- умение подчиняться игровым правилам.
Конструктивная и изобразительная деятельность:
- по подражанию, по образцу;
- по словесной инструкции, по замыслу;
- умение обыгрывать постройку. Объяснять рисунок и комментировать свои действия.
Работоспособность.
- скорость ориентировки на новом материале;
- общий темп и целенаправленность деятельности;
- устойчивость интереса;
- отвлекаемость, истощаемость
Дата составления характеристики
Руководитель
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Педагог-психолог
Примерная схема психолого-педагогической характеристики
ребенка школьного возраста
1.Общие сведения об учащемся.
Фамилия, имя, год рождения, класс (год обучения для учащихся классов интегрированного обучения и воспитания). Общее физическое развитие, состояние здоровья. Условия жизни в семье.
Успеваемость школьника (средний балл успеваемости; показатели успеваемости по отдельным предметам; динамика успеваемости).
Мотивы учебной деятельности (отношение к знаниям как к ценности; потребность в целенаправленной познавательной деятельности; характеристика познавательных интересов - их разнообразие, устойчивость, глубина).
Социальные мотивы учения.
Успеваемость по учебным предметам, соответствие знаний программному материалу, стойкая неуспеваемость по отдельным предметам.
Участие в общественной жизни класса, школы. Постоянные и временные поручения. Внеурочная занятость (спортивная, художественная, трудовая). Предпочитаемые виды деятельности.
Характеристика познавательных процессов (сенсорно-перцептивные процессы): целостность и осмысленность восприятия; целенаправленность восприятия (наблюдательность); доминирующий тип восприятия. Внимание: объем, устойчивости, распределение и переключение внимания, непроизвольность. Память: логическая и механическая память, непроизвольная и произвольная память, их соотношение в учебной деятельности.
Образная память (уровень развития зрительно-слуховой памяти, особенности комбинирования видов образной памяти).
Мышление и речь: уровень сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Особенности усвоения и оперирования понятиями, способность к формированию суждений, умозаключений, к дискурсивному мышлению. Наличие способности к «проблемному видению».
Индивидуальные особенности мышления как показатели обучаемости школьника: глубина – поверхностность; самостоятельность – несамостоятельность; критичность. Динамические характеристики мышления: сообразительность, находчивость; быстрота понимания учебного материала и др.
Соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Особенности речи учащегося.
Индивидуальные проявления функциональной ассиметрии полушарий головного мозга в интеллектуальной сфере учащегося (праворукость, леворукость, амбидекстр).
Основные желания и стремления школьника. Интересы школьника: их содержательность, направленность, широта и устойчивость. Любимые занятия в свободное время. Жизненные планы учащегося (профессиональное и моральное самоопределение).
Круг общения учащегося: группы, членом которых он является (в классе и вне его). Референтная группа. Наличие устойчивого круга друзей (подруг). Общение с учащимися противоположного пола. Ценности и мотивы общения. Проявление дружбы и товарищества. Преобладающая тематика общения. Коммуникативные умения и проблемы в общении (понимание учащимися своих сверстников).
Взаимоотношения с одноклассниками. Авторитет и уважение в классе. Социометрический статус школьника. Отношение к успехам – неуспехам одноклассников. Стремление к лидерству. Отношение к мнению одноклассников, к критическим замечаниям в свой адрес. Доброжелательность в отношениях.
Отношение учащегося с учителями.
Характер отношений с родителями, братьями, сестрами. Стиль семейного воспитания.
Доминирующий тип темперамента и его проявления (уровень активности, работоспособность: динамические характеристики поведения и деятельности – скорость, ритм, темп и др.). Психологические проявления темперамента: сенситивность; экстра – интравертность; тревожность; эмоциональность, преобладающее настроение.
Дата составления характеристики
Руководитель
Классный руководитель
Учитель-дефектолог
Педагог-психолог
Педагог социальный (в случае если несовершеннолетний относится к какой-либо учетной категории)